Формы получения образования и формы обучения

В Российской Федерации образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и в форме самообразования.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При выборе родителями (законными представителями) детей получение общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Формы организации образовательного процесса определяются МОУ «СОШ №9»
С учетом потребностей и возможностей личности учащихся и в зависимости от объема обязательных занятий педагогических работников с обучающимися основные образовательные программы осваиваются в следующих формах обучения: очной, очнозаочной, заочной.
Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются нашей школой самостоятельно.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения конкретным учащимся.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
Перевод обучающегося на получение образования в иной форме осуществляется в установленном порядке с согласия родителей (законных представителей).
МОУ «СОШ №9» обеспечивает занятия на дому с обучающимися по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и в письменной форме обращением родителей (законных представителей).
Порядок организации освоения основных образовательных программ на дому регламентируется локальным актом МОУ «СОШ №9», разработанным на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего общего образования основные образовательные программы общего образования реализуются школой через учебный план и внеурочную деятельность.
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Вместе с экспертом рассказываем, какие бывают формы получения образования в российских школах и за их пределами. Объясняем, чем заочное обучение отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы — от дистанционки.
Эта статья написана совместно с экспертами
Евгения Панчишняя
Юрист в Фоксфорде, обширный опыт в вопросах защиты прав детей, участник комиссии по профилактической работе с детьми и семьями
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/evening-school
Основное общее образование в нашей стране обязательное, согласно статье 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Каждый гражданин должен окончить хотя бы девять классов.
При этом родители или законные представители наделены правом выбора формы образования и обучения ребёнка. Это означает, что он не обязан учиться в традиционной массовой школе.
«Школа не может препятствовать решению родителя о переводе ребёнка с традиционного очного обучения на семейное. Это их право, которое школа не имеет права нарушать, так же как и удерживать личные документы ученика. На практике иногда так и происходит. В этом случае нужно обращаться в местные органы образования с жалобой на имя директора школы. Если и это не помогает, всегда можно обратиться в прокуратуру или суд», — комментирует юрист Евгения Панчишняя.
Согласно статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», выделяются две формы получения образования:
- в образовательной организации,
- вне образовательной организации.
Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это школа, а во втором — родители. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание. Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора.
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы).
«Существует разделение на семейное образование и самообразование, поскольку считается, что в 10–11-х классах ребёнок достаточно взрослый, чтобы учиться или готовиться к экзаменам самостоятельно. При этом если на семейном образовании во всём процессе участвуют родители, то на самообразование ребёнок может перейти без учёта мнения мамы и папы. Но и ответственность за своё обучение он будет нести сам»,— комментирует юрист Евгения Панчишняя.
Что такое очное обучение
На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
Очная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
- родитель не может уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
- ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках.
Вариация очного обучения — надомное. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: это вариация, но не самостоятельная форма обучения.
Что такое очно-заочное обучение
На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко: во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, чтобы не создавать прецедентов.
Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнок легко осваивает программу по учебникам, без помощи педагогов;
- родитель желает, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
- спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.
Что такое заочное обучение
На заочной форме обучения ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы — и придётся придерживаться графика аттестаций.
Правда, контрольные можно сдавать дистанционно. В законе это называется «реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение — не самостоятельная форма, а лишь способ организации учебного процесса. О порядке проведения контрольных работ нужно договариваться со школой.
График промежуточной аттестации должен быть согласован школой и родителем. На практике это означает, что школа может быть против дистанционного выполнения работ. В школе также могут проводить дополнительно диагностические работы, такие как работы МЦКО или ВПР. Так как учащийся числится в контингенте школы, ему необходимо присутствовать при их написании.
Государственные школы неохотно переводят учеников на заочную форму обучения: юридически при получении образования в школе (неважно, в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.
Заочная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
- семья часто переезжает или много путешествует;
- ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9-й класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11-х классах, а также если совершеннолетний человек в своё время недоучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность ложится на обучающегося.
Семейное образование (СО) — гибкая и вариативная форма обучения. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейном образовании и на самообразовании сдаются экстерном.
Экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
Многие эксперты полагают, что толчком к развитию семейного образования в последние годы послужила пандемия коронавируса и число детей на домашнем обучении будет только расти.
По словам научного руководителя Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерины Поливановой, «дети в 2020 году ушли на дистанционное обучение, и родители увидели, что происходит на уроках, ужаснулись и начали ругаться в школьных чатах. Другие обнаружили, что школьную программу можно освоить намного быстрее и самостоятельно. Тогда же существенно выросло число онлайн-школ. Так семейное образование стало понятнее для людей».
Основные виды семейного образования:
Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но это разные вещи.
Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9-го класса.
Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют специалистам обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть монтессори- или вальдорф-школы, демократические школы, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам.
В 2023 году эксперты Московского городского педагогического университета опросили 1200 респондентов из разных регионов России на тему семейного образования.
По словам руководителя исследования директора НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Светланы Вачковой, самые частые причины перехода на СО — нерациональное использование времени уроков, объёмные домашние задания, переполненные классы, нездоровая атмосфера в школьном коллективе, в том числе буллинг, а также неготовность школы учитывать особенности детей.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Форма самообразования подойдёт, если:
- подросток хочет пройти программу 10–11-го классов ускоренно;
- уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации.
Если ребёнок прописан в другом месте и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу. Но важно помнить, что приоритет отдаётся детям, прописанным на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке.
Если родитель выбрал очно-заочное обучение, ему нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже.
На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций, а также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы.
В Домашней школе Фоксфорда ученики могут выбирать преподавателей, стиль занятий и время начала уроков, а также строить индивидуальный образовательный маршрут. Занятия ведут топовые педагоги: только 1 из 20 учителей-кандидатов проходят отбор в школу. В 1–8-х классах мы берём прикрепление к школе на себя, а в 9–11-х помогаем выбрать школу и подать документы. Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Если вкратце, то потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.
Выводы
- В России две формы получения образования и пять форм обучения.
- У каждого вида обучения свои плюсы и минусы.
- Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат — это не самостоятельные формы обучения.
- Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, согласно статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Можно поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.
Рассказываем, в чём разница между вечерней школой и семейным обучением и что выбрать, если нет времени на очное обучение.
Вечерняя школа
Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы.
Кто учится в вечерней школе
В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11-е классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным, и со средним звеном.
Как учатся в вечерней школе
Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах вечерней общеобразовательной школы.
Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.
Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники.
Семейное образование
Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы.
С 1-го по 9-й класс образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11-х классах и для учеников старше 15 лет — самообразованием.
Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек. Однако важно понимать, что, в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал. Так, в Домашней школе Фоксфорда можно изучить школьную программу с 1-го по 11-й класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.
Переход на семейное образование происходит по желанию родителей или с их согласия, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может принять решение о самообразовании самостоятельно.
Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепиться к аккредитованной школе и получить статус экстерна.
В СССР экстернат был одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
Вечерняя школа или семейное образование: что выбрать
Плюсы вечернего обучения:
- бесплатно в большинстве случаев,
- можно продолжить очное обучение во взрослом возрасте.
Минусы вечерней формы обучения:
- качество образования может быть низким,
- в одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возрастов,
- нет возможности выбора образовательной программы.
Плюсы семейного образования:
- возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе,
- свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса.
Минусы семейного образования:
- нужны ресурсы на организацию учебного процесса.
Для наглядности рассмотрим разницу между обучением в вечерней школе и семейным образованием.
Вечерняя школа
График: несколько раз в неделю в вечернее время.
Программа: устанавливается образовательной организацией.
Аттестации: по графику школы.
Зачисление в контингент школы: на всё время обучения.
Совмещение с работой: можно, если позволяет график учёбы.
Подходит ли взрослому человеку: да.
Семейное образование
График: свободный
Программа: на усмотрение родителей или обучающегося (в онлайн-школе — устанавливается школой).
Аттестации: по графику школы.
Зачисление в контингент школы: на время аттестации.
Совмещение с работой: можно, график учёбы можно изменить.
Подходит ли взрослому человеку: да, в форме самообразования.
Ответственные за формы обучения
Куратор вечерней школы
Получение дошкольного образования в семейной форме возможно в семейных дошкольных группах. Родители в любое время могут сообщить о переходе на семейное образование уполномоченному органу власти. Для подтверждения освоения образовательной программы общего образования (кроме дошкольного) ребенку нужно проходить промежуточную и итоговую государственную аттестацию
Экстерны осваивают образовательную программу в форме самообразования, семейного образования или обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Для прохождения промежуточной и итоговой аттестации они подают заявление о зачислении в образовательную организацию соответствующего уровня.