Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
(глава II, статья 18, пункт 1)
Закон об образовании Российской Федерации
Родительский всеобуч — педагогическая модель взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.
Цель родительского всеобуча — содействовать повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, а также выработать единый взгляд семьи и школы на эти процессы.
Задачи:
- актуализировать и обогатить багаж педагогических, психологических, правовых и других знаний родителей;
- обеспечить единство воспитательных воздействий школы и семьи;
- обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- предупредить родителей от совершения наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- привлечь родителей к активному участию в школьной жизни ребёнка.
Формы работы в рамках родительского всеобуча могут быть разными, например:
- Родительские собрания. На них обсуждают актуальные вопросы воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомят родителей с задачами и итогами работы школы.
- Родительские конференции. Посвящены обмену опытом семейного воспитания.
- Организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Важное условие успеха родительского всеобуча — непрерывный характер и постоянный контингент участников.
Родительские собрания — это форма совместной работы, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.
Основные виды родительских собраний:
Плановое собрание. Регулярные встречи, обычно их проводят в последние дни четверти или триместра. Учитель говорит с родителями об итогах работы, проводит анализ успеваемости, обсуждает прошедшие и будущие мероприятия, занятия на каникулах и организационные вопросы.
Ознакомительное собрание. Его проводят, если у ребят, например, поменялся классный руководитель. Цель — познакомиться и наладить контакт между педагогом и родителем.
Экстренное собрание. Этот тип встреч педагоги выбирают, если появляется острая проблема, а к её решению нужно подключать родителей и весь класс.
Тематическое собрание. Мероприятие, посвящённое какой-то определённой проблематике.
В течение учебного года обычно проводят пять основных встреч:
- В сентябре — организационное собрание, на котором родители будут ознакомлены с целями и задачами года, учебным планом и правилами школы.
- В ноябре — обсуждение успеваемости и поведения учащихся за первую четверть, а также вопросы психологического здоровья детей.
- Январская встреча — подведение итогов первого полугодия и подготовка родителей и учеников к экзаменам.
- В марте основное внимание уделяют взаимодействию школы и семьи, профориентации и социальному развитию детей.
- В мае на итоговом собрании подводят итоги года, дают рекомендации по летнему отдыху и подготовке к следующему учебному году.
Повестку встречи в большинстве случаев определяет учитель с учётом актуальных вопросов и пожеланий родителей.