Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка, максимального раскрытия его возможностей на каждом возрастном этапе.
Основные направления сопровождения:
- Диагностическая работа. Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
- Коррекционно-развивающая работа. Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
- Информационно-просветительская работа. Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя различные виды деятельности, направленные на обеспечение оптимального развития ребёнка и его успешную интеграцию в социум.
Виды сопровождения:
- Психолого-педагогическое. Включает в себя предупреждение проблем развития ребёнка, создание условий для его успешного обучения, помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
- Медицинско-оздоровительное. Направлено на диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учёбе.
- Социальное. Включает мероприятия, сопутствующие образовательному процессу и направленные на социальную поддержку обучающихся с ОВЗ, например, содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Формы сопровождения:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеучебной деятельности;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями;
- проведение малых педсоветов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение уроков, анализ уроков;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- анкетирование, диагностика обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях МОУ «СОШ №9» введены в штатное расписание ставки педагогических работников, таких как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог.
В службу сопровождения входят: учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр.