Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.
Категории детей с ОВЗ:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие).
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
- Дети с нарушением речи (заикание, дислалия, дисфазия).
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.).
- Дети с задержкой психического развития (умственная отсталость, ЗПР).
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (РАС, СДВГ, аутизм).
- Дети с комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).
Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.
Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:
- адаптация образовательной программы (сокращение объёма материала, изменение требований к оценке и т.д.);
- адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);
- адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учёт освещения, шума и т.д.).
Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни.
В школе с учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.