Аттестация руководителей образовательных организаций — это процедура подтверждения соответствия занимаемой должности и стимулирования профессионального роста.
Она проводится в целях повышения эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций, а также оценки знаний и квалификации кандидатов для назначения на должность руководителя образовательной организации.
Основные задачи аттестации:
- оценка уровня профессионализма и компетентности руководителя;
- обеспечение формирования кадрового резерва руководящих должностей в сфере образования;
- мотивация работников образовательных учреждений к карьерному росту и самообразованию.
Аттестация проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. Она осуществляется по результатам анализа представленных материалов и проходит в форме собеседования. При аттестации руководителя организации оцениваются его профессиональная деятельность, соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к должностным обязанностям, и результаты работы за период с момента назначения на должность или последней аттестации.
Аттестация директора школы — обязательная процедура проверки соответствия руководителя занимаемой должности. Согласно новым правилам, аттестация руководителей ОУ проходит планово и внепланово в два этапа (тестирование и собеседование). Аттестация на должность директора школы систематически проводится для определения соответствия профессионализма и компетентности руководителей образовательных учреждений законодательным нормам.
Аттестация руководителей образовательных организаций проводится с целью подтверждения соответствия должности и стимулирования профессионального роста.
Аттестация может проводиться в трёх ситуациях:
- Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация).
- Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы).
- Квалификационная проверка каждые 5 лет.
Порядок проведения аттестации:
- Формирование аттестационной комиссии и издание документа с описанием процедуры. По закону аттестацией занимается учредитель образовательной организации (например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти).
- Отбор кандидатов. Комиссия просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы.
- Уведомление кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.
- Издание комиссией соответствующего приказа и извещение об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена.
Аттестационный экзамен. Он проходит в два этапа:
- Тестирование и собеседование. Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно даётся 1 час. В тесте, как правило, 50 вопросов, разделённых на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т. д.. Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.
- Устная часть — собеседование. Его проводят непосредственно члены аттестационной комиссии. Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий руководитель в типовых школьных ситуациях.
Некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:
- беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком (аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
- назначенные на должность приказом (личным приказом Президента или приказом правительства);
- проработавшие на должности меньше года (обычно такие сотрудники не проходят аттестацию до истечения годового срока работы на данной должности).
Конкретный пакет документов для аттестации может быть разным, но в общих чертах он обычно включает заявление на прохождение аттестации, согласие на обработку персональных данных, отчёт о годовой работе и выписку из решения о его рассмотрении, отзыв куратора с характеристикой на руководителя, результатах работы организации, ошибках в работе и причинах их возникновения.