МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Тихвин, Ленинградская область
  • Профориентация

    Выбор специальности и вуза

    Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории — это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

    Первые шаги в мир профессий начинаются с момента, когда малыш учится задавать вопросы взрослым. В детском саду дети лечат кукол, торгуют в магазине, ухаживают за растениями и все это — первое знакомство с профессиями.

    Система профориентационной работы в школе — это уроки и внеурочная деятельность; экскурсии на предприятия и в организации; встречи с теми, кто нашел свое место в профессиональной деятельности

    Цель профориентации — помочь учащимся в осознании своих сильных сторон, интересов и ценностей, чтобы они могли принять рациональное решение о своём будущем образовании и карьере.

    С 1 сентября 2023 года в 6–11 классах начинается внедрение Единой модели профессиональной ориентации — профминимума.

    Этапы профориентации в школе

    Начальная школа, 1-4 классы

    На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

    Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

    Средняя школа, 5-7 классы

    С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

    Средняя школа, 8-9 классы

    С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

    В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

    Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

    Старшеклассники, 10-11 классы

    Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

    Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Формы профориентационной работы в школе

    1. Индивидуальные. Проводится с определённым школьником в форме беседы, консультации или индивидуальной диагностики.
    2. Групповые. Предполагает работу с целым классом или группой учащихся. Это может быть игра, урок, групповая диагностика, семинар, беседа, тренинг.
    3. Массовые. Работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.

    По степени вовлечённости обучающихся в процесс профориентационной работы формы делят на пассивные, активные и интерактивные:

    1. Пассивные. Это формы взаимодействия обучающихся и учителя, когда учитель является основным действующим лицом, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Примером пассивных форм профориентации являются классные часы, оформление стендов и витрин о профессиях, беседы, лекции, просмотр видеофильмов.
    2. Активные. Это формы взаимодействия обучающихся и учителя, когда обучающиеся выступают в роли субъекта профессионального самоопределения. В качестве активных форм профориентации можно рассматривать дискуссии, семинары, проекты и др..
    3. Интерактивные. Ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом. Примерами интерактивных форм являются деловые, сюжетно-ролевые игры, кейсы, мастер-классы, профессиональные пробы.
    Работа с учениками
    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
    Работа с родителями
    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность
    Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для оценки эффективности профориентационной работы в школе можно выделить пять результативных и два процессуальных критерия:

    К результативным критериям относятся:

    • Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения. Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам.
    • Потребность осознанного выбора будущей профессии. Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий можно считать полностью удовлетворённым.
    • Осознание школьником общественной значимости труда. В процессе школьной профориентационной работы учащимся должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности.
    • Осознание школьников своих возможностей и интересов. Под руководством школьных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути.
    • Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии. Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей.

    К процессуальным критериям эффективности профориентационной работы относятся:

    • Индивидуальный характер профориентации. Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
    • Направленность профориентации на всестороннее развитие личности. Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности.
       
    29 января 2025, 07:27

    29 января 2025 года для обучающихся 10, 11, 12 классов школы № 9 была организована профориентационная встреча с представителями Бокситогорского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Беседу со школьниками провела Титова Ирина Ивановна, директор института (филиала).

    11 апреля 2024, 07:16

    Экстерны осваивают образовательную программу в форме самообразования, семейного образования или обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Для прохождения промежуточной и итоговой аттестации они подают заявление о зачислении в образовательную организацию соответствующего уровня.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике